Файл: Пятигорский медикофармацевтический институт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 2965

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Факторы, влияющие на всасывание и действие инсулина

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

10. Выписать 50 г мази «Бом-Бенге» («Bom-Benge»). Назначать для втирания в область суставов.

Содержание занятия

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

4 ЛЕКЦИЯ № 4Фармакодинамика. Эффекты ЛС при повторном и совместном применении. Виды фармакотерапии. Побочное действие ЛС.Повторное применение ЛВ. Эффекты, наблюдаемые при повторном приеме ЛВ:Возможные эффекты лекарственных средств: ожидаемая фармакологическая реакция; гиперчувствительность; идиосинкразия; толерантность; тахифилаксия.«МИШЕНИ» ДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ: Рецепторы Ионные каналы Ферменты Транспортные системы Гены ВИДЫ ДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ: Резорбтивное: прямое (первичное, вторичное); рефлекторное. Местное: прямое (первичное, вторичное); рефлекторное. Основное действие Побочное действие Токсическое действие Обратимое действие Необратимое действие Избирательное действие Неизбирательное действие Центральное действие Периферическое действие ВИДЫ РЕЦЕПТОРОВI. Ионотропные рецепторы – рецепторы, сопряженные с ионными каналами: Н-холинорецепторы, ГАМКА-рецепторы, глутаматные рецепторы, глициновые, 5-НТ3-рецепторы.Эффект реализуется через изменение активности ионных каналов (Na+, K+, Cl-, Ca2+ и т.д.). II. Метаботропные рецепторы.1. Рецепторы, взаимодействующие с G-белками (80% всех рецепторов): адренорецепторы, М-холинорецепторы, опиоидные, 5-НТ2,4,5, дофаминовые, гистаминовые.Эффект реализуется через активацию G-белками аденилатциклазы, инозитолфосфатазной системы, ионных каналов.2. Рецепторы, сопряженные с ферментами: рецепторы ферменты (инсулиновые рецепторы, некоторых факторов роста, цитокинов и т.д.).Эффект реализуется, чаще всего, через активацию тирозинкиназы, которая фосфорилирует внутриклеточные белки и изменяет их активность. 3. Рецепторы, регулирующие транскрипцию ДНК (стероидные рецепторы, рецепторы витаминов А и D, рецепторы тиреоидных гормонов).Эффект реализуется через изменение синтеза функционально активных белков.Виды внутренней активности биологически активных веществ (как правило, обладающие аффинитетом к рецепторам): Агонисты: полные и частичные; конкурентные и неконкурентные; Антагонисты (или блокаторы): конкурентные; неконкурентные; Агонисты-антагонисты.ЭФФЕКТЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПОВТОРНОМ ПРИМЕНЕНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВI. Кумуляция: материальная; функциональная.II. Сенсибилизация.III. Привыкание (толерантность): прямое привыкание; перекрестное привыкание; тахифилаксия; митридатизм.IV. Лекарственная зависимость: опьянение (эйфория); психическая зависимость; физическая зависимость; абстинентный синдром.КОМБИНИРОВАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЛВ.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.Синергизм: суммирование (аддитивное действие); потенцирование.Антагонизм: прямой функциональный антагонизм; косвенный функциональный антагонизм; физический; химический (антидотизм).ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ1. Фармацевтическое взаимодействие.2. Фармакологическое взаимодействие: фармакокинетическое; фармакодинамическое.Токсическое действие лекарственных средств: Гонадотоксичность; Эмбриотоксическое действие; Тератогенное действие; Фетотоксическое действие; Мутагенное действие; Канцерогенность; Дисбактериоз; Органотропное токсическое действие (гепатотоксичность, нефротоксичность, нейротоксичность и т.д.); Аллергические реакции; Иммунотоксичность.ТИПЫ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ Немедленный тип аллергической реакции (анафилаксия) (IgE – антитела связываются с гаптенами, дегрануляция тучных клеток и выделение гистамина). Цитолитический тип реакции (IgG и IgM – антитела взаимодействуют с гаптеном и вызывают лизис эритроцитов и других элементов крови). Иммунокомплексный тип реакций (IgE взаимодействует с гаптеном и повреждают эндотелий сосудов и развивается сывороточная болезнь – крапивница, артрит, лихорадка, зуд, лимфоаденопатия). Замедленный тип аллергической реакции (вовлечены клеточные механизмы иммунитета – развивается контактный дерматит). ВИДЫ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ТЕРАПИИ1. Фармакопрофилактика.2. Фармакотерапия (лекарственная терапия): этиотропная (каузальная) терапия; патогенетическая терапия; заместительная терапия; симптоматическая терапия; генотерапия.ХРОНОФАРМАКОЛОГИЯХронофармакокинетика - ритмическое изменение фармакокинетики препаратов.Хроностезия - ритмическое изменение чувствительности и реактивности организма к лекарственному веществу в течение суток.Хронергия – совокупное влияние хронокинетики и хроностезии на величину фармакологического эффекта.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕБАНИЙ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОБОЧНЫХ ЭФФЕКТОВ ЛС:1. Связанные с фарм. свойствами: нейротоксичность, нефротоксичность, гепатотоксичность, панкреотоксичность, ульцерогенность, дисбактериоз, кардиотоксичность, гематотоксичность, ототоксичность, поражение дыхательной системы, поражение кожи, поражение эндокринной системы.2. Аллергические реакции (АР). Типы и виды АР. 3. Изменение иммунобиологических свойств организма.4. Синдром отмены.5. Нежелательное действие ЛС на плод: мутагенное, эмбриотоксическое, тератогенное, фетотоксическое.6. Атипичные реакции на лекарственные вещества при наследственных энзимопатиях. Идиосинкразия.7. Канцерогенное действие ЛС. 2 5 ЛЕКЦИЯ № 5Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию.НЕЙРОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛС. Влияющие на периферическую нервную систему II. Влияющие на ЦНС. Средства, влияющие на периферическую нервную систему 1. Влияющие на афферентную иннервацию. 2. Влияющие на эфферентную иннервациюI. Влияющие на периферическую нервную систему1. Влияющие на афферентную иннервацию (АИ)А) Средства, угнетающие афферентную иннервацию;Б) Средства, стимулирующие окончания афферентных нервов. Средства, влияющие на АИ А) Угнетающие АИ: обволакивающие; смягчающие; вяжущие; адсорбирующие; анестезирующие. Б) Стимулирующие АИ: раздражающие средства; средства преимущественно рефлекторного механизма действия.А) Угнетающие АИ. ОБВОЛАКИВАЮЩИЕ И СМЯГЧАЮЩИЕ СРЕДСТВА.Слизь из крахмала (картофеля, риса, кукурузы, пшеницы). Слизь из семян льна. Растительные масла (оливковое, кукурузное, персиковое). Жироподобные вещества (ланолин, вазелин).Антациды (сукралфат, гевискон, альмагель, фосфалюгель).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Образуют с водой коллоидные растворы (гели). Защищают чувствительные нервные окончания (болевые). Препятствуют действию на них раздражающих веществ.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы в ЖКТ. Профилактика раздражающего действия некоторых ЛС.Вяжущие средства: а) Органические - танин, отвар коры дуба, настои и отвары - зверобоя, шалфея, ромашки, кровохлебки, черники, черемухи;б) Неорганические анузол, цинка окись, квасцы (алюминиево-калиевые, жженые), серебра нитрат, протаргол.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Денатурируют белки слизи или раневого экссудата. Образуют плёнку. Защищают чувствительные нервные окончания от раздражающих веществ. Уменьшают чувство боли. Местно сужают сосуды. Снижают проницаемость сосудов. Уменьшают экссудацию. Уменьшают воспаление.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы кожи слизистых ЖКТ:ожоги, язвы, трещины, пролежни.АДСОРБИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА: уголь активированный, смектит диоктаэдрический, тальк, полифепан.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Защищают чувствительные нервные окончания кожи и слизистых оболочек от раздражения, адсорбируют на своей поверхности химические, токсические вещества, газы.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ: отравления, диспепсия, метеоризм, диарея.ПЛЁНКООБРАЗУЮЩИЕ СРЕДСТВА: а) медицинские клеи: клеол, БФ-6; б) препараты смол: фурапласт; в) препараты на основе коллагена - «облекол»: плёнка коллагеновая.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. При нанесении на поврежденные участки кожи образуют эластичную плёнку, защищающую раневую поверхность.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы кожи, ссадины, трещины, порезы, небольшие послеоперационные раны, пролежни, ожоги, дерматиты.Б) Средства, стимулирующие АИ. Раздражающие средства. Средства преимущественно рефлекторного механизма действия. Раздражающие средства: горчичники, скипидар, плоды перца стручкового (пластырь перцовый, настойка перца стручкового, никофлекс), ментол (ментоловое масло, меновазин, валидол, эфкамон), раствор аммиака (нашатырный спирт). Препараты на основе пчелиного и змеиного яда (апизартрон, випросал). Финалгон. Они содержат БАВ. Горчичники → гликозид синигрин фермент мирозин; образуется аллилизотиоцианат. Скипидар → α-пинен; Перец горький → гликозид капсаицин.Масло мяты перечной → ментол (спирт терпенового ряда).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. - Вызывают деполяризацию чувствительных нервных окончаний. Оказывают местное раздражающее действие. Улучшают кровообращение. Улучшают трофику тканей. Уменьшают чувство боли. Бронхит. Пневмония. Травмы мышц. Эндартериит.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. НЕВРАЛГИЯ, АРТРИТ, РАДИКУЛИТ, ИОЗИТ, ЛЮМБАГО.2. СРЕДСТВА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РЕФЛЕКТОРНОГО МЕХАНИЗМА ДЕЙСТВИЯ. Горечи (одуванчик и др.). Жёлчегонные (аллохол и др.). Слабительные (сенаде и др.). Отхаркивающие (термопсис и др.). Рвотные (меди сульфат).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Раздражают чувствительные рецепторы слизистых дыхательных путей и ЖКТ, что рефлекторно приводит к стимуляции нервных центров и соответствующих органов. 2 6 ЛЕКЦИЯ № 6Классификация вегетотропных лекарственных средств. М-холиномиметики. М, Н-холиномиметики, Н-холиномиметики. Центральные нейротропные средства (ЛС, действующие на ЦНС). 2. Средства, действующие на периферическую НС.а) ЛС, влияющие на афферентную иннервацию; б) ЛС, влияющие на эфферентную иннервацию (синаптотропные средства) ЛС, влияющие на холинергические синапсы. ЛС, влияющие на адренергические синапсы. Средства, влияющие на холинергические синапсы. Холиномиметики. 2. Холинолитики (холиноблокаторы). Холиномиметики (агонисты) воспроизводят эффекты активации ПНС. Холинолитики (антагонисты) блокируют эффекты активации ПНС. Почему средства называются синаптотропные? Потому что их биофазой (мишенью) является синапс (место локализации действия).СИНАПС – место передачи нервного импульса с нерва на нерв или с нерва на исполни- тельный орган с помощью химического посредника – медиатора.СТРОЕНИЕ СИНАПСА: пресинаптическая мембрана аксона; постсинаптическая мембрана (нервная клетка или клетка рабочего органа); между ними синаптическая щель 20 - 40 нм.Основные медиаторы: эфферентной нервной системы – ацетилхолин (Ац/Х); норадреналин (Н/А).Функционально химическая передача нервного импульса в синапсе осуществляется в несколько этапов: (на примере холинергического синапса); синтез Ац/х в цитоплазме аксона из ацетил-КоА и холина при участии фермента холинацетилтрансферазы; депонирование медиатора в везикулах (синаптических пузырьках). В каждом пузырьке депонируется от 1000 до 50.000 молекул Ац/х, связанного с АТФ и нейропептидами. Ац/х выделяется при деполяризации в синапс квантами.Нервный импульс. Вызывает деполяризацию пресинаптической мембраны. Открывает потенциалозависимые Са+2 – каналы. Увеличивает концентрацию. Са+2 в цитоплазме холинергического нерва. Происходит слияние мембраны везикул с пресинаптической мембраной. Происходит экзоцитоз (выброс Ац/х).А что же в синапсе? Часть Ац/х взаимодействует с М- и Н-холинорецепторами. 2. Часть Ац/х метаболизируется ацетилхолинэстеразой до холина и уксусной кислоты. 3. 50% холина захватывается пресинаптической мембраной (нейрональный захват). 4. Уксусная кислота окисляется в цикле трикарбоновых кислот (Кребса); восстановление исходного состояния рецептора; медиаторные циторецепторы прямо регулируют проницаемость ионных каналов; посредством G-белков открывают ионные каналы; изменяют активность мембрано-связанных ферментов (аденилатциклазы и фосфолипаз); ферменты катализируют синтез вторичных клеточных мессенджеров (цАМФ, инозитолтрифосфата, диацилглицерола).Нервное волокно, синтезирующее и высвобождающее ацетилхолин – называется холинергическим. Синапс, в котором высвобождается ацетилхолин, называется холинергическим. Рецептор, на который действует ацетилхолин, называется холинергическим.Холинорецепторы делятся на М- и Н-холинорецепторы.Эфферентные соматические нервы: выходят из ствола головного мозга (черепно-мозговые); из передних рогов спинного мозга (спинно - мозговые); идут непрерывно до скелетных мышц; выделяют медиатор Ац/х; Ац/х возбуждает Н-холинорецепторы скелетных мышц.ЭФФЕРЕНТНЫЕ ВЕГЕТАТИВНЫЕ НЕРВЫ: иннервируют внутренние органы: прерываются в ганглии; состоят из преганглионарного и постганглионарного нервного волокна; делятся на парасимпатические (ПНС) и симпатические (СНС).Особенности ПН: длинное преганглионарное волокно; короткое постганглионарное волокно; ганглии находятся в рабочем органе или вблизи него.ПС нервы выходят из: а) среднего мозга; б) продолговатого мозга; в) нижних сегментов поясничного отдела; г) крестцового отдела; в ганглии и синапсе ПНС выделяется Ац/х.ЛОКАЛИЗАЦИЯ ХОЛИНОРЕЦЕПТОРОВ. М-холинорецепторы (М1, М2, М3, М4, М5) - чувствительны к мускарину; в ЦНС: лимбическая система, гипоталамус, ретикулярная формация; в рабочих органах у окончаний постганглионарных волокон ПНС; в потовых железах (постганглионарные симпатические холинергические волокна).2. Н-холинорецепторы (чувствительны к никотину): а) Нн – холинорецепторы: в ганглиях ПНС; в ганглиях СНС; мозговой слой надпочечников; каротидный клубочек; в ЦНС; б) Нм – холинорецепторы: в скелетных мышцах; освобождение медиатора; в синаптическую щель (Na+, Са2+ - зависимое из 300-2000 синаптических пузырьков); взаимодействие медиатора с рецепторами постсинаптичес-кой мембраны.Содержание Ац/х в синапсе снижается при: параличах; миастении; атонии кишечника; глаукоме; парезе мочевого пузыря; деменции.Стимуляция холинергической передачи может быть достигнута: 1. Прямой стимуляцией постсинаптических холинорецепторов агонистами. 2. Подавлением гидролиза Ац/х в синаптической щели. 3. Увеличением выделения Ац/х из пресинаптической мембраны.КЛАССИФИКАЦИЯ И НОМЕНКЛАТУРАХОЛИНОМИМЕТИКОВ1. М- холиномиметики: Пилокарпина гидрохлорид (пилокар). Комбинированные препараты: Фотил (пилокарпин + тимолол).2. Н- холиномиметики: Никотин; Цитизин (табекс); Никоретте; Никотинел.3. ЛС, повышающие выделение Ац/х: Цисаприд (координакс, перистил).4. М-, Н- холиномиметики: А) прямого действия: Ацетилхолин-хлорид; Б) непрямого действия: (антихолинэстеразные).ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕПАРАТОВ: ПИЛОКАРПИН: алкалоид пилокарпуса перистолистного; сужает зрачок; снижает ВГД; применяется при глаукоме; вызывает спазм аккомодации. Глаукома – заболевание глаза, проявляется ↑ ВГД. Для лечения применяют:ЛС, увеличивающие отток внутриглазной жидкости (водянистой влаги). ЛС, уменьшающие продукцию внутриглазной жидкости.1   ...   116   117   118   119   120   121   122   123   ...   144

Геморрагии.


Литература:

а) основная:

1. Аляутдин Р.Н. Фармакология: учеб. ГЭОТАР-Медиа, 2008-2010.

б) дополнительная:

1. Аляутдин Р.Н. [и др.] Фармакология: руководство к лаб.занятиям: [Э.И.] "Консультант студента" М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

2. Харкевич Д.А. [и др.] Фармакология: руководство к лаб. занятиям [Э.И.] "Консультант студента" М. :ГЭОТАР-Медиа, 2010.

3. Государственный регистр лекарственных средств М.: РЛС, 2010-2013.

4. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии: учеб. пособие под ред. Гаевого М.Д., Петрова В.И., Ростов н/Д.: МарТ, 2010.

5. Машковский М.Д. Лекарственные средства М.: Новая волна, 2010-2014.

6. Прикладная фармакоэпидемиология: [Э.И.] под ред. Петрова В.И. "Консультант студента" М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

Электронные ресурсы:

www.pharma.studmedlib.ru

www.science direct.ru

www.window.edu.ru

www.medbusiness.ru/5.php

Занятие № 39

Тема: «Лекарственные средства, влияющие на аппетит. Рвотные и противорвотные ЛС. средства, влияющие на кислотность желудка. гастропротекторы»

Актуальность темы:

При нарушении секреторной и моторной функций пищеварительного тракта возникает необходимость с помощью лекарственных средств регулировать деятельность системы пищеварения. Большое разнообразие фармакологических групп лекарственных средств, применяемых при нарушении функций органов системы пищеварения, требует от провизора четкой ориентации в номенклатуре, понимания механизма действия, особенностей приема и возможного отрицательного влияния ЛС на организм больного. Это позволит своевременно информировать врачей лечебно-профилактических учреждений о новых лекарственных средствах в гастроэнтерологии, об их преимуществах и возможном отрицательном последствии. Используя эти знания, провизор сможет также квалифицированно решить вопрос о замене одного лекарственного средства другим.

Цель занятия:

Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов из одной группы, а также умение оценить взаимодействие средств и обосновать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии, умение правильно выписывать рецепты на препараты, применяемые при заболеваниях органов системы пищеварения.

Для успешного освоения темы студент должен

Освоить:

- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.


Знать:

- классификацию лекарственных средств, применяемых при заболеваниях органов системы пищеварения;

- механизмы действия, эффекты лекарственных средств, применяемых при нарушении функций системы пищеварения;

- принципы действия препаратов, влияющих на аппетит; рвотных и противорвотных средств;

- принципы действия средств, повышающих и понижающих секрецию желез желудка, а также средств заместительной терапии;

- рациональное применение лекарственных средств, регулирующих пищеварение (с учетом времени приема пищи);

- сравнительную характеристику по скорости и интенсивности действия отдельных лекарственных средств;

- побочные эффекты, показания и противопоказания к применению ЛС, регулирующих функции органов системы пищеварения.

Уметь:

- обосновывать рациональное применение средств, регулирующих пищеварение, с учетом фармакокинетических и фармакодинамических особенностей ЛС;

- проводить необходимую коррекцию фармакотерапии средствами, используемыми в гастроэнтерологии (регулирование режима дозировки с учетом степени и продолжительности эффектов ЛС, приема пищи);

- квалифицированно решать вопрос о замене одного лекарственного средства другим, дать рекомендации врачу по вопросу комбинирования ЛС и новых поступлениях лекарственных препаратов;

- выписывать рецепты на основные лекарственные формы средств, регулирующих функции органов системы пищеварения.

Владеть:

- навыками сбора и анализа информации ЛС по теме занятия;

- умением классифицировать ЛС изучаемых групп;

- знаниями по рациональному применению ЛС данных подгрупп;

- умением написания и коррекции рецептов;

- умение замены одного препарата на другой при его отсутствии.

План изучения темы:

1. Лекция по теме «Лекарственные средства, влияющие на аппетит. Рвотные и противорвотные ЛС. Средства, влияющие на кислотность желудка. Гастропротекторы. Гепатотропные лекарственные средства. Ферментные и антиферментные средства».

2. Внеаудиторная самоподготовка

2.1. Теоретическая подготовка по теме занятия с использованием материала лекции ««Лекарственные средства, влияющие на аппетит. Рвотные и противорвотные ЛС. Средства, влияющие на кислотность желудка. Гастропротекторы. Гепатотропные лекарственные средства. Ферментные и антиферментные средства», учебника, справочной литературы, электронных ресурсов.



2.2. Письменное выполнение в тетради задания для внеаудиторной работы (фармакологическое описание предлагаемых лекарственных средств по схеме).

3. Лабораторное занятие по теме.

План занятия:

(продолжительность занятия – 2 акад. часа)

1. Вступительное слово преподавателя

  1. мин

2. Выяснение исходного уровня знаний:

- компьютерное тестирование

- экспресс-опрос


10 мин

  1. мин

3. Разбор теоретических вопросов темы

4. Решение индивидуальных заданий (решение ситуационных задач)

30 мин

  1. мин

5. Проверка домашнего задания и конспекта лекций (рецептура, характеристика препаратов).

Итоговая контрольная работа по ЛС


5 мин

6. Проверка и анализ письменной контрольной работы

15 мин

7. Итоговое обсуждение, выставление оценок

5 мин

Содержание занятия:


1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию.

2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование и экспресс-опрос всех студентов по узловым вопросам темы.

3. Анализ результатов исходного уровня знаний.

4. Разбор теоретических вопросов темы в форме собеседования с использованием наглядных пособий.

5. Письменное решение ситуационных задач в тетради для аудиторных контрольных работ.

6. Выполнение студентами письменной контрольной работы по ЛС (студент должен выписать рецепт на предлагаемое ЛС, указать его фармакологическую группу, механизм действия, показания и противопоказания к применению, возможные нежелательные побочные действия). Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (домашнего задания) студентов и лекционного материала проводится в момент написания контрольной работы.

7. Проверка и анализ письменной контрольной работы.

8. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, и указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены в домашнем задании и в ответах у доски и озвучивает тему следующего занятия. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов.

Вопросы для контроля исходного уровня знаний

Компьютерное тестирование

Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):

1. Какие органы относятся к системе пищеварения? (ЖКТ, печень, желчный пузырь, поджелудочная железа)

2. Перечислить отделы ЖКТ? (ротовая полость, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник)

3. Назовите основные функции ЖКТ? (секреторная, моторно-эвакуаторная, всасывательная)

4. Назовите ферменты ротовой полости? (амилаза, мальтаза)

5. Какой основной фермент желудка? (пепсин)

6. Какое значение рН в ротовой полости? (8 ед)

7. рН в желудке во время приема пищи? (1,5-2,5 ед)

8. Как называется состояние полной атрофии секреторных желез желудка? (ахилия)

9. Основное назначение пепсина? (протеолиз)

10. рН в 12-перстной кишке? (7,8-8,5 ед)

11. В каком отделе ЖКТ всасывается большинство ЛС? (тонкий кишечник)

12. Как влияет Vagus на секрецию ЖКТ? (усиливает), на перистальтику ЖКТ? (усиливает)


13. Какие нервы тормозят функции ЖКТ? (симпатические)

14. Как влияет на секрецию соляной кислоты гистамин? (повышает)

15. Что такое анорексия? (отсутствие аппетита)

16. Что такое булимия? (повышение аппетита)

17. Что такое метеоризм? (вздутие кишечника)

18. Что такое диарея? (понос)

19. Что такое обстипация, констипация? (запор)

20. Механизм действия горечей? (рефлекторный)

21. Как горечи изменяют аппетит? (повышают), содержание HCl в желудке? (повышают)

22. Из чего получают плантаглюцид? (из подорожника)

23. Как влияют на аппетит дезопимон, фенфлурамин? (понижают)

24. Что такое гипосекреторный гастрит? (гастрит с пониженной кислотностью)

25. Какие показания к применению пепсина, ацидин-пепсина, желудочного сока? (гипосекреторный гастрит, ахилия)

26. К какой группе относится пирензепин? (гастроцепин)? (М1- холиноблокаторы)

27. Что такое ульцерогенное действие? (вызывающее язву)

28. Какие рецепторы блокирует циметидин? (Н2-гистаминовые)

29. Чем заменить циметидин? (ранитидин, фамотидин и др.)

30. Продолжительность действия циметидина? (5 часов)

31. Синонимы омепразола? (омез, омепрол, лосек)

32. Назовите синонимы фамотидина? (квамател, ульфамид, фамосан)

33. Механизм действия омепразола? (ингибирование протонового насоса)

34. Назовите всасывающиеся антациды? (гидрокарбонат натрия, кальция карбонат)

35. Что входит в состав альмагеля? (алюминия и магния гидроокиси)

36. Чем заменить альмагель? (маалокс, фосфалюгель и др.)

37. Как называются средства, защищающие слизистую оболочку ЖКТ и способствующие ее регенерации? (гастропротекторы)

38. Синоним сукралфата? (вентер)

39. Какие бактерии способствуют развитию язвы желудка? (хеликобактерии)

40. Основной эффект апоморфина? (рвотный)

41. Показания к назначению метоклопрамида? (рвота различной этиологии)

42. Синоним метоклопрамида? (церукал)

43. Какие рецепторы в ЦНС блокирует домперидон? (Д2– дофаминовые).
Основные вопросы темы:

1. Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения.

2. Понятие о видах расстройств функций органов системы пищеварения:

а) нарушение центральной регуляции аппетита;

б) нарушение секреторной функции желудка;

в) нарушение двигательной функции желудка;

г) нарушение желчеобразования и желчеотделения;

д) нарушение экскреторной функции поджелудочной железы;

е) нарушение двигательной функции кишечника.

3. Понятия об основных заболеваниях системы пищеварения. Основные симптомы, характеризующие патологические расстройства функций системы пищеварения: боль, рвота, тошнота, изжога, анорексия, булимия, метеоризм, диарея, запор и др.