ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2965
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Литература:
а) основная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология: учеб. ГЭОТАР-Медиа, 2008-2010.
б) дополнительная:
1. Аляутдин Р.Н. [и др.] Фармакология: руководство к лаб.занятиям: [Э.И.] "Консультант студента" М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
2. Харкевич Д.А. [и др.] Фармакология: руководство к лаб. занятиям [Э.И.] "Консультант студента" М. :ГЭОТАР-Медиа, 2010.
3. Государственный регистр лекарственных средств М.: РЛС, 2010-2013.
4. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии: учеб. пособие под ред. Гаевого М.Д., Петрова В.И., Ростов н/Д.: МарТ, 2010.
5. Машковский М.Д. Лекарственные средства М.: Новая волна, 2010-2014.
6. Прикладная фармакоэпидемиология: [Э.И.] под ред. Петрова В.И. "Консультант студента" М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
Электронные ресурсы:
www.pharma.studmedlib.ru
www.science direct.ru
www.window.edu.ru
www.medbusiness.ru/5.php
Занятие № 39
Тема: «Лекарственные средства, влияющие на аппетит. Рвотные и противорвотные ЛС. средства, влияющие на кислотность желудка. гастропротекторы»
Актуальность темы:
При нарушении секреторной и моторной функций пищеварительного тракта возникает необходимость с помощью лекарственных средств регулировать деятельность системы пищеварения. Большое разнообразие фармакологических групп лекарственных средств, применяемых при нарушении функций органов системы пищеварения, требует от провизора четкой ориентации в номенклатуре, понимания механизма действия, особенностей приема и возможного отрицательного влияния ЛС на организм больного. Это позволит своевременно информировать врачей лечебно-профилактических учреждений о новых лекарственных средствах в гастроэнтерологии, об их преимуществах и возможном отрицательном последствии. Используя эти знания, провизор сможет также квалифицированно решить вопрос о замене одного лекарственного средства другим.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов из одной группы, а также умение оценить взаимодействие средств и обосновать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии, умение правильно выписывать рецепты на препараты, применяемые при заболеваниях органов системы пищеварения.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию лекарственных средств, применяемых при заболеваниях органов системы пищеварения;
- механизмы действия, эффекты лекарственных средств, применяемых при нарушении функций системы пищеварения;
- принципы действия препаратов, влияющих на аппетит; рвотных и противорвотных средств;
- принципы действия средств, повышающих и понижающих секрецию желез желудка, а также средств заместительной терапии;
- рациональное применение лекарственных средств, регулирующих пищеварение (с учетом времени приема пищи);
- сравнительную характеристику по скорости и интенсивности действия отдельных лекарственных средств;
- побочные эффекты, показания и противопоказания к применению ЛС, регулирующих функции органов системы пищеварения.
Уметь:
- обосновывать рациональное применение средств, регулирующих пищеварение, с учетом фармакокинетических и фармакодинамических особенностей ЛС;
- проводить необходимую коррекцию фармакотерапии средствами, используемыми в гастроэнтерологии (регулирование режима дозировки с учетом степени и продолжительности эффектов ЛС, приема пищи);
- квалифицированно решать вопрос о замене одного лекарственного средства другим, дать рекомендации врачу по вопросу комбинирования ЛС и новых поступлениях лекарственных препаратов;
- выписывать рецепты на основные лекарственные формы средств, регулирующих функции органов системы пищеварения.
Владеть:
- навыками сбора и анализа информации ЛС по теме занятия;
- умением классифицировать ЛС изучаемых групп;
- знаниями по рациональному применению ЛС данных подгрупп;
- умением написания и коррекции рецептов;
- умение замены одного препарата на другой при его отсутствии.
План изучения темы:
1. Лекция по теме «Лекарственные средства, влияющие на аппетит. Рвотные и противорвотные ЛС. Средства, влияющие на кислотность желудка. Гастропротекторы. Гепатотропные лекарственные средства. Ферментные и антиферментные средства».
2. Внеаудиторная самоподготовка
2.1. Теоретическая подготовка по теме занятия с использованием материала лекции ««Лекарственные средства, влияющие на аппетит. Рвотные и противорвотные ЛС. Средства, влияющие на кислотность желудка. Гастропротекторы. Гепатотропные лекарственные средства. Ферментные и антиферментные средства», учебника, справочной литературы, электронных ресурсов.
2.2. Письменное выполнение в тетради задания для внеаудиторной работы (фармакологическое описание предлагаемых лекарственных средств по схеме).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 2 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Выяснение исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин
|
3. Разбор теоретических вопросов темы 4. Решение индивидуальных заданий (решение ситуационных задач) | 30 мин
|
5. Проверка домашнего задания и конспекта лекций (рецептура, характеристика препаратов). Итоговая контрольная работа по ЛС | 5 мин |
6. Проверка и анализ письменной контрольной работы | 15 мин |
7. Итоговое обсуждение, выставление оценок | 5 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию.
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование и экспресс-опрос всех студентов по узловым вопросам темы.
3. Анализ результатов исходного уровня знаний.
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме собеседования с использованием наглядных пособий.
5. Письменное решение ситуационных задач в тетради для аудиторных контрольных работ.
6. Выполнение студентами письменной контрольной работы по ЛС (студент должен выписать рецепт на предлагаемое ЛС, указать его фармакологическую группу, механизм действия, показания и противопоказания к применению, возможные нежелательные побочные действия). Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (домашнего задания) студентов и лекционного материала проводится в момент написания контрольной работы.
7. Проверка и анализ письменной контрольной работы.
8. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, и указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены в домашнем задании и в ответах у доски и озвучивает тему следующего занятия. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов.
Вопросы для контроля исходного уровня знаний
Компьютерное тестирование
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
1. Какие органы относятся к системе пищеварения? (ЖКТ, печень, желчный пузырь, поджелудочная железа)
2. Перечислить отделы ЖКТ? (ротовая полость, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник)
3. Назовите основные функции ЖКТ? (секреторная, моторно-эвакуаторная, всасывательная)
4. Назовите ферменты ротовой полости? (амилаза, мальтаза)
5. Какой основной фермент желудка? (пепсин)
6. Какое значение рН в ротовой полости? (8 ед)
7. рН в желудке во время приема пищи? (1,5-2,5 ед)
8. Как называется состояние полной атрофии секреторных желез желудка? (ахилия)
9. Основное назначение пепсина? (протеолиз)
10. рН в 12-перстной кишке? (7,8-8,5 ед)
11. В каком отделе ЖКТ всасывается большинство ЛС? (тонкий кишечник)
12. Как влияет Vagus на секрецию ЖКТ? (усиливает), на перистальтику ЖКТ? (усиливает)
13. Какие нервы тормозят функции ЖКТ? (симпатические)
14. Как влияет на секрецию соляной кислоты гистамин? (повышает)
15. Что такое анорексия? (отсутствие аппетита)
16. Что такое булимия? (повышение аппетита)
17. Что такое метеоризм? (вздутие кишечника)
18. Что такое диарея? (понос)
19. Что такое обстипация, констипация? (запор)
20. Механизм действия горечей? (рефлекторный)
21. Как горечи изменяют аппетит? (повышают), содержание HCl в желудке? (повышают)
22. Из чего получают плантаглюцид? (из подорожника)
23. Как влияют на аппетит дезопимон, фенфлурамин? (понижают)
24. Что такое гипосекреторный гастрит? (гастрит с пониженной кислотностью)
25. Какие показания к применению пепсина, ацидин-пепсина, желудочного сока? (гипосекреторный гастрит, ахилия)
26. К какой группе относится пирензепин? (гастроцепин)? (М1- холиноблокаторы)
27. Что такое ульцерогенное действие? (вызывающее язву)
28. Какие рецепторы блокирует циметидин? (Н2-гистаминовые)
29. Чем заменить циметидин? (ранитидин, фамотидин и др.)
30. Продолжительность действия циметидина? (5 часов)
31. Синонимы омепразола? (омез, омепрол, лосек)
32. Назовите синонимы фамотидина? (квамател, ульфамид, фамосан)
33. Механизм действия омепразола? (ингибирование протонового насоса)
34. Назовите всасывающиеся антациды? (гидрокарбонат натрия, кальция карбонат)
35. Что входит в состав альмагеля? (алюминия и магния гидроокиси)
36. Чем заменить альмагель? (маалокс, фосфалюгель и др.)
37. Как называются средства, защищающие слизистую оболочку ЖКТ и способствующие ее регенерации? (гастропротекторы)
38. Синоним сукралфата? (вентер)
39. Какие бактерии способствуют развитию язвы желудка? (хеликобактерии)
40. Основной эффект апоморфина? (рвотный)
41. Показания к назначению метоклопрамида? (рвота различной этиологии)
42. Синоним метоклопрамида? (церукал)
43. Какие рецепторы в ЦНС блокирует домперидон? (Д2– дофаминовые).
Основные вопросы темы:
1. Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения.
2. Понятие о видах расстройств функций органов системы пищеварения:
а) нарушение центральной регуляции аппетита;
б) нарушение секреторной функции желудка;
в) нарушение двигательной функции желудка;
г) нарушение желчеобразования и желчеотделения;
д) нарушение экскреторной функции поджелудочной железы;
е) нарушение двигательной функции кишечника.
3. Понятия об основных заболеваниях системы пищеварения. Основные симптомы, характеризующие патологические расстройства функций системы пищеварения: боль, рвота, тошнота, изжога, анорексия, булимия, метеоризм, диарея, запор и др.