ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 3030
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Владеть:
- умением классифицировать нейролептики, транквилизаторы, седативные лекарственные средства по подгруппам;
- знаниями по рациональному применению препаратов данных подгрупп ЛС;
- умением выписывать и корректировать рецепты на лекарственные препараты из групп нейролептиков, транквилизаторов, седативных лекарственных средств;
- навыками определения синонимов ЛС, навыками замены отсутствующего препарата на другой с аналогичной фармакологической активностью;
- способностью подобрать лекарственное средство и путь его введения в зависимости от конкретной ситуации;
- способностью прогнозировать быстроту и длительность наступления фармакологического эффекта;
- методами получения информации о действии ЛС;
- методами получения информации о результатах совместного применения ЛС;
- навыками использования прочитанной информации для решения профессиональных задач.
План изучения темы:
1. Лекции по темам: «Нейролептики», «Транквилизаторы. Седативные лекарственные средства»;
2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с использованием лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Контроль исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин 15 мин |
| 5 мин 70 мин |
| 15мин |
| 10 мин 5 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин), экспресс - опрос (15 мин) студентов по основным вопросам темы.
3. Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы, с использованием наглядных пособий (70 мин).
5. Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин).
6. Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологическая характеристика ЛС) (10 мин).
7. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов и проверке домашнего задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).
Контроль исходного уровня знаний:
Компьютерное тестирование
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
1.Что такое нейролептики? (это лекарственные препараты, используемые при психических расстройствах).
2. Как называются нейролептики, которые дают экстрапирамидные расстройства? («типичные»).
3. Каков механизм антипсихотического действия «типичных» нейролептиков? (блокируют дофаминовые рецепторы ЦНС).
4. Каков механизм антипсихотического действия атипичных нейролептиков? (блокада центральных 5-НТ2 серотониновых рецепторов).
5. Аминазин является производным? (фенотиазина).
6. Какое действие на сосуды оказывает аминазин и каков его механизм? (сосудорасширяющее, блокада α – адренорецепторов).
7. С какой целью нейролептики сочетают с наркозными средствами? (для потенцирования действия наркозных средств).
8. Какие нейролептики являются производными бутирофенона? (галоперидол, дроперидол).
9. Как называется метод обезболивания, который достигается при одновременном применении нейролептиков с наркотическими анальгетиками? (нейролептанальгезия).
10. Какой нейролептик используют для нейролептанальгезии? (дроперидол).
11. Как называется препарат для нейролептанальгезии, содержащий дроперидол и фентанил? (таламонал).
12. Что такое каталепсия? (безразличие к дискомфорту).
13. Как называется эффект препаратов, способных устранять чувство страха, тревоги, беспокойства, эмоционального напряжения? (анксиолитический).
14. Какая группа препаратов обладает анксиолитическим действием? (транквилизаторы).
15. Каков механизм анксиолитического действия сибазона? (стимулирует бензодиазепиновые рецепторы ЦНС).
16. Какими свойствами кроме анксиолитического обладают «бензодиазепиновые» транквилизаторы? (седативным, миорелаксирующим, гипотензивным).
17. Какие синонимы у сибазона? (реланиум, седуксен, диазепам, релиум).
18. Какие основные показания к применению имеют транквилизаторы? (неврозоподобные состояния, неврозы).
19. Каков механизм седативного действия препаратов растительного происхождения? (уменьшение процессов возбуждения в ЦНС).
20. Каков механизм действия бромидов? (усиление в ЦНС процессов торможения).
21. Каким существенным недостатком обладают бромиды? (вызывают бромизм) медленно выводятся, в связи, с чем возможно развитие «бромизма»).
22. Какова основная причина бромизма? (бромиды плохо выводятся).
23. Каковы меры профилактики бромизма? (снижение дозы, отмена препарата).
24. Каковы меры помощи при бромизме? (увеличение потребления хлорида натрия или его внутривенное введение)
Основные вопросы темы:
1. Понятия о нервно-психических заболеваниях: психозы, психопатии, неврозы, вегетоневрозы. Причины возникновения и клинические проявления. Отличие психозов от неврозов.
2. Основные виды психофармакологического действия: антипсихотическое (нейролептическое), транквилизирующее (анксиолитическое).
3. Нейролептики. Понятие о «типичных» и «атипичных» нейролептиках.
Классификация нейролептиков. «Типичные» нейролептики: производные фенотиазина: хлорпромазин (аминазин), левомепромазин (тизерцин), алимемазин (тералиджен); производные пиперазина: трифлуоперазин (трифтазин) и перфеназин (этаперазин); производные пиперидина: перициазин (неулептил) и тиоридазин (сонапакс, тисон).
Производные тиоксантена: хлорпротиксен (труксал).
Производные бутирофенона: галоперидол (сенорм), дроперидол. Понятие о нейролептанальгезии.
Производные индола: резерпин, карбидин.
«Атипичные» нейролептики: производные дибензодиазепина: клозапин (азалептин, лепонекс), оланзапин (зипрекса); производные бензизоксазола: рисперидон (рисполепт); производные бензамида: сульпирид (эглонил, эглек). Сопоставление активности и побочных эффектов с «типичными» нейролептиками.
4. Нормотимические средства:
лития карбонат (седалит).
5. Транквилизаторы (анксиолитики):
Классификация транквилизаторов: производные бензодиазепина: диазепам (сибазон, седуксен, реланиум), хлордиазепоксид (амиксид, элениум), феназепам, медазепам (мезапам, рудотель)). Специфический антагонист бензодиазепинов- флумазенил (анексат). Атипичное производное бензодиазепина тофизопам (грандаксин). Производные дифенилметана: гидроксизин (атаракс) и производные ГАМК: фенибут, афобазол.
Дневные транквилизаторы: медазепам, тофизопам, фенибут, мебикар, афобазол.
6. Седативные средства. Влияние на ЦНС. Отличие от транквилизаторов. Роль работ И.П. Павлова в установлении седативного действия бромидов.
Растительные препараты:
корневище с корнями валерианы, трава пустырника, душицы, мяты, мелиссы, пассифлоры, хмель.
7. Препараты брома: механизм действия, показания, побочные эффекты. Бромизм, его проявления, профилактика и помощь при хроническом отравлении бромидами. Комбинированные препараты, содержащие бром:
-
Броменвал (боярышника плодов настойка+валерианы лекарственной корневищ с корнями настойка+натрия бромид+рацементол); -
Валокормид (белладонны настойка+валерианы лекарственной корневищ с корнями настойка+ландыша травы настойка+натрия бромид+рацементол) -
Кардиовален (адонизид+боярышника плодов экстракт+валерианы лекарственной корневищ с корнями настойка+желтушника серого сок+камфора+натрия бромид) -
Корневище с корнями валерианы, трава пустырника.
Комбинированные седативные ЛС:
-
Валокордин (мяты перечной листьев масло+фенобарбитал+хмеля соплодий масло+этилбромизовалерианат). -
Корвалол(мяты перечной листьев масло+фенобарбитал+этилбромизовалерианат) -
Валосердин (душицы обыкновенной травы масло+мяты перечной листьев масло+фенобарбитал+этилбромизовалерианат) -
Ново-Пассит (боярышника плодов экстракт+бузины черной цветков экстракт+валерианы лекарственной корневищ с корнями экстракт+зверобоя продырявленного травы экстракт) -
Персен (валерианы корневищ экстракт+мелиссы лекарственной травы экстракт+мяты экстракт).
8. Знать характеристику препаратов: механизмы действия, эффекты, показания к применению, противопоказания, побочные эффекты, осложнения, формы выпуска, особенности применения.
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания (ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.
ЗАДАНИЕ 1
Вы работник аптечного склада, и Вам необходимо отпустить из отдела перечень лекарственных препаратов: аминазин, феназепам, хлордиазепоксид, галоперидол, диазепам, этаперазин. К каким фармакологическим группам относятся указанные лекарственные средства, подлежащие отпуску?
В чем заключается главная разница между лекарственными препаратами этих групп в их фармакологических эффектах? Отметьте их механизм действия и основные показания к применению.
Ответ:
нейролептикитранквилизаторы бензодиазепинового ряда
Аминазин Феназепам
галоперидол хлордиазепоксид
этаперазин диазепам
Транквилизаторы бензодиазепиновые, в отличие от нейролептиков, не устраняют бредовых и галлюцинаторных состояний.
Основные показания к применению:
Нейролептики - для лечения психозов и психозоподобных проявлений; Транквилизаторы - для лечения неврозов, различных невротических расстройств, а также при расстройствах сна.
ЗАДАНИЕ 2
Вы работник аптечного склада. На поступившее требование Вам необходимо отпустить лекарственные средства: фторфеназин, сибазон, зопиклон, натрия бромид, дроперидол, доксиламин, корвалол, феназепам, нитразепам, валокордин.
Препараты, каких фармакологических групп подлежат отпуску?
Разделите их по группам и отметьте показания к применению.
Ответ:
Групповая принадлежность:
1. Снотворные: зопиклон, доксиламин, феназепам, нитразепам.
2. Седативные: натрия бромид, корвалол, валокордин.
3. Транквилизаторы: сибазон, феназепам.
4. Нейролептики: фторфеназин, дроперидол.
Показания к применению:
1. Бессоница, неврозы, судороги (эпилепсия).
2. Неврозы, вегетососудистая дистония, вегетоневрозы.
3. Неврозы, неврозоподобные состояния, бессонница, ГБ и другие соматические заболевания.
4. Психозы, премедикация, тяжелая рвота, икота
ЗАДАНИЕ 3
Аптечному складу необходимо отпустить антипсихотические лекарственные средства. Препараты, какой фармакологической группы подлежат отпуску? Из числа имеющихся лекарственных средств выберите необходимые и отметьте, по какому признаку их можно разделить на две группы: