ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 1124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство сельского хозяйства

Раздел I. Общая микробиология

Бактериологическая диагностика

1.2. Техника безопасности при работе в ветеринарной лаборатории

1.3. Общая схема проведения бактериологической диагностики

1.4. Правила взятия, консервирования и транспортировки патологического материала

Сопроводительное письмо на патологический материал

Задания для самостоятельной работы

2.1. Устройство оптического микроскопа.

2.2. Виды микроскопии и их назначение

Тема 3. Техника приготовления препаратов для микроскопии (3.1). Бактериологические краски (3.2). Простой метод окрашивания препаратов (3.3). Изучение основных форм бактерий (3.4)

3.1. Техника приготовления препаратов для микроскопии

3.2. Бактериологические краски

3.3. Простой метод окрашивания препарата для микроскопии

3.4. Основные формы бактерий

Задания для самостоятельной работы

Вопросы для самоподготовки и контроля знаний

Тема 4. Сложные (дифференциальные) методы окрашивания бактерий (4.1). Окраска по Граму (4.2)

4.1. Сложные (дифференциальные) методы окрашивания бактерий

4.2. Окрашивание по Граму

Задания для самостоятельной работы

Тема 5. Сложные (дифференциальные) методы окрашивания бактерий: окраска спор (5.1) и капсул (5.2)

5.1. Окраска спор

5.2. Окраска капсул

Тема 6. Назначение и классификация питательных сред для бактерий (6.1) и их приготовление (6.2)

6.1. Назначение и классификация питательных сред

Классификация питательных сред

6. 2. Приготовление питательных сред

Тема 7. Стерилизация. Методы: физические (7.1), химические (7.2), механические (7.3)

7.1. Физические методы

7.2. Химические методы

7.3. Механические методы

Тема 8. Методы посева бактерий на питательные среды (8.1), их культивирование (8.2), выделение чистых культур бактерий (8.3)

8.1. Техника посевов бактерий на питательные среды

8.2. Методы культивирования бактерий

8.3. Методы выделения чистых культур бактерий

Тема 9. Культуральные свойства бактерий на плотных (9.1) и в жидких (9.2) питательных средах

9.1. Культуральные свойства бактерий на плотных питательных средах

9.2. Культуральные свойства бактерий в жидких питательных средах

Тема 10. Ферментативные (биохимические) свойства бактерий

1. Определение ферментации углеводов

2. Определение протеолитических свойств

3. Определение редуцирующей (восстанавливающей) способности

Тема 11. Определение чувствительности бактерий к антибиотикам. Методы: серийных разведений (11.1), диффузии в агар (11.2)

11.1. Методы серийных разведений

Критерии оценки чувствительности стафилококков к пенициллину

11.2. Метод диффузии в агар (метод бумажных дисков)

Тема 12. Исследование бактерий на подвижность

В. Биологические методы исследований

Тема 13. Методы заражения лабораторных животных (13.1). Определение вирулентности микроорганизмов (13.2). Бактериологическое исследование трупа животного (13.3)

13.1. Методы заражения лабораторных животных

13.2. Определение вирулентности микробов

13.3. Бактериологическое исследование трупа

Тема 14. Культивирование анаэробных микроорганизмов

Тема 15. Методы изучения микроскопических грибов и ак-тиномицетов

Тема 16. Методы изучения риккетсий (16.1), хламидий (16.2) и микоплазм (16.3)

16.1. Методы изучения риккетсий

16.2. Методы изучения хламидий

16.3. Методы изучения микоплазм

Раздел II. Основы санитарной микробиологии

Тема 17. Санитарно-микробиологическое исследование воздуха (17.1) и почвы (17.2)

17.2. Санитарно-микробиологическое исследование почвы

Санитарно-бактериологические показатели почвы

Тема 18. Санитарно-микробиологическое исследование воды

Тема 19. Подведение итогов санитарно-микробиологического исследования воздуха, почвы и воды (19.1). Санитарно-микробиологическое исследование мяса (19.2)

19.1. Методы количественного определения микробов в исследуемых объектах

19.2. Санитарно-микробиологическое исследование мяса

Тема 20. Санитарно-микробиологическое исследование молока (20.1) и кисломолочных продуктов (20.2)

Классификация молока по редуктазе

Показатели бактериальной чистоты питьевого молока

20.2. Санитарно-микробиологическое исследование кисломолочных продуктов

Раздел III. Серологическая диагностика инфекционных болезней сельскохозяйственных животных

Тема 21. Реакция преципитации: кольцепреципитации (21.1), диск-преципитации (21.2), диффузионной преципитации (21.3)

21.1. Реакция кольцепреципитации

21.2. Реакция диск-преципитации

21.3. Реакция диффузионной преципитации (рдп)

Тема 22. Реакция агглютинации: пробирочный метод (22.1). Другие модификации постановки реакции (22.2)

22.1. Постановка реакции агглютинации классическим (пробирочным) методом

22.2. Другие модификации постановки реакции. Кольцевая реакция с молоком (кр)

Тема 23. Реакция связывания комплемента (рск)

Главный опыт рск

Задания для самостоятельной работы (для трех занятий)

Тема 24. Методы люминесцентной микроскопии

Тема 25. Иммуноферментный метод (ифм) диагностики инфекционных болезней

Тема 26. Использование в микробиологии полимеразной цепной реакции (пцр)

Тема 27. Использование в микробиологии днк-зондов

Раздел IV. Специальная (частная) микробиология

Тема 28. Патогенные стафилококки.

Тема 29. Патогенные стрептококки

Тема 30. Возбудители эшерихиозов

Тема 31. Возбудители сальмонеллезов

Тема 32. Возбудитель листериоза

Тема 33. Возбудитель рожи свиней

Тема 34. Возбудитель антропозоонозной чумы

Тема 35. Возбудители гемофилезов

Тема 36. Возбудитель пастереллеза

Тема 37. Возбудитель туляремии

Тема 38. Возбудитель бруцеллеза

Тема 39. Возбудитель сибирской язвы

Тема 40. Патогенные анаэробы – возбудители эмфизематозного карбункула (40.1), злокачественного отека (40.2), брадзота овец (40.3), инфекционной анаэробной энтеротоксемии (40.4)

40.1. Возбудитель эмфизематозного карбункула (эмкара)

40.2. Возбудители злокачественного отека

40.3. Возбудитель брадзота овец

40.4. Возбудитель инфекционной анаэробной энтеротоксемии

Тема 41. Патогенные анаэробы – возбудители столбняка (41.1), ботулизма (41.2), некробактериоза (41.3), копытной гнили (41.4)

41.1. Возбудитель столбняка

41.2. Возбудитель ботулизма

41.3. Возбудитель некробактериоза (фузобактериоза)

41.4. Возбудитель копытной гнили

Тема 42. Возбудители туберкулеза (42.1) и паратуберкулеза (42.2)

42.1. Возбудитель туберкулеза

42.2. Возбудитель паратуберкулеза

Тема 43. Возбудитель актиномикоза

Тема 44. Возбудитель сапа

Тема 45. Возбудитель лептоспироза

Тема 46. Возбудитель кампилобактериоза (вибриоза)

Тема 47. Возбудитель дизентерии свиней

Тема 48. Возбудители микоплазмозов

Тема 49. Возбудители риккетсиозов

Тема 50. Возбудители хламидиозов

Тема 51. Возбудители микозов

Тема 52. Возбудители микотоксикозов

Задания для програмированного контроля знаний студентов по частной ветеринарной микробиологии

Ответы на задания для программированного контроля по разделу «Частная микробиология»

Оглавление

Эту краску чаще всего используют при окраске по Граму в модификации по Синеву, пропитывая этой краской и высушивая полоски фильтровальной бумаги.

5. Раствор Люголя

Йодид калия

2 г

Дистиллированная вода

10 мл

Кристаллический йод

1 г

Смесь хорошо закупоривают и ставят на сутки в термостат, после чего добавляют 300 мл дистиллированной воды.

3.3. Простой метод окрашивания препарата для микроскопии

Окраску препаратов производят на специально оборудованном столе, покрытом линолеумом, пластиком, стеклом. На столе должен быть сосуд с дистиллированной водой, емкость для слива красителей, подставка из двух стеклянных трубочек, соединенных с обеих сторон резиновыми трубками (рис. 8), флаконы для красок с пипетками и резиновыми баллончиками (рис. 9).

Рис. 8. Чашка с подставкой для окраски препаратов

Рис. 9. Флаконы для красок

При простом методе окраски пользуются одним красителем: разведенным фуксином (1-2 мин); щелочной метиленовой синью Леффлера (3-5 мин). Фиксированный препарат помещают мазком вверх на подставку. На мазок пипеткой наносят краситель так, чтобы он весь был покрыт раствором. По истечении необходимого времени краситель сливают, препарат промывают водой и высушивают между листами фильтровальной бумаги или на воздухе (мазки из крови и др.). На сухой мазок наносят каплю иммерсионного масла и микроскопируют препарат иммерсионным объективом микроскопа. Простой метод окрашивания препаратов позволяет установить наличие или отсутствие бактерий в исследуемом материале, изучить их морфологию (форму, расположение).


3.4. Основные формы бактерий

При изучении окрашенных препаратов бактерий под иммерсионной системой оптического микроскопа хорошо различимы три основные их формы: шаровидная (кокки), палочковидная или цилиндрическая (бактерии и бациллы) и извитая (вибрионы, спириллы, спирохеты) (рис. 10).

Рис. 10. Основные формы бактерий:

1 - стафилококки; 2, 3 - диплококки; 4 - стрептококки; 5 - тетракокки; 6 - сарцины, 7, 8, 9 - различные виды палочкообразных; 10 - вибрионы; 11 - спириллы; 12 - спирохеты

Кокки. По форме кокки могут быть сферическими, эллипсовидными, бобовидными и ланцетовидными. В зависимости от взаимного расположения они подразделяются на:

1. Микрококки (micrococcus), расположение клеток беспорядочное и закономерности в их делении не наблюдается.

2. Стафилококки (греч.staphylococcus - виноградная гроздь), скопление особей образуется за счет деления их в нескольких плоскостях, напоминает виноградные гроздья.

3. Диплококки (греч. diplococcus - двойной) - клетки, соединенные попарно. Делятся они в одной плоскости. Диплококки могут иметь круглую, ланцетовидную форму или форму боба, вогнутые стороны которого обращены друг к другу.

4. Стрептококки (греч. streptococcus - цепочка) - цепочки различной длины, образованные из клеток, которые делятся только в одной плоскости.

5. Тетракокки (греч, tetracoccus - четыре) - кокки, которые располагаются по четыре и делятся в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.

6. Сарцины (sarcio) - кокки, образующие правильные пакеты по 8-16 клеток.

Палочковидные бактерии. Это самая многочисленная группа бактерий, которая подразделяется на две группы: палочки, не образующие споры - бактерии (bacterium) и образующие споры - бациллы (bacillus).

Палочки, у которых диаметр споры превышает ширину вегетативной клетки, принято называть клостридиями (clostridium).

Извитые бактерии. Вибрионы - клетки образуют 1/2-1/4 завитка спирали и напоминают запятую (vibrio); спириллы (spirillum) - бактерии, имеющие форму спирально извитых палочек с 4-6 извитками; спирохеты (spirochetum) - бактерии, тело которых представлено множеством завитков вдоль осевой нити.

Задания для самостоятельной работы


1. Ознакомиться с набором красок, оборудованием для окраски препаратов

2. Приготовить препараты из взвеси бактериальных культур: кишечной палочки, стафилококка, вакцинного штамма бацилл сибирской язвы, фиксировать и окрасить простым методом.

3. Провести микроскопию этих препаратов, микрокартину зарисовать, результаты исследований внести в бланк экспертизы.

Методические указания к оформлению бланка экспертизы

Бланк экспертизы является одним из главных документов при проведении исследований в ветеринарных лабораториях.

В существующую форму бланка внесены небольшие изменения и дополнения, адаптированные к учебной программе.

Студенты вносят в свои тетради форму бланка экспертизы в трех экземплярах.

По мере прохождения практического курса общей микробиологии студенты под руководством преподавателя заполняют бланки экспертизы при проведении исследований на стафилококкозы, колибактериоз и сибирскую язву.

Экспертиза №______

Дата поступления материала______________________________________

Адрес и название хозяйства_______________________________________

Что прислано на исследование____________________________________

В каком состоянии принят материал_______________________________

______________________________________________________________

На что исследовать______________________________________________

Ход исследования

Патологоанатомические и органолептические данные________________

______________________________________________________________

Бактериологическая диагностика

1 этап. Микроскопическое исследование исходного материала

а) методы окраски_______________________________________________

б) морфология микроба__________________________________________

______________________________________________________________

в) отношение к краске по Граму___________________________________

г) спорообразование_____________________________________________

д) капсулообразование___________________________________________

е) подвижность_________________________________________________

ж) другие особенности __________________________________________

Микрокартина:

В патматериале В чистой культуре

2 этап. Посевы на питательные среды, для выделения чистой культуры и изучение культурально-биохимических свойств

Наименование материала, из которого

произведен посев

Наименование сред

Дата

исследования


а) особенности выделения чистой культуры (отношение к кислороду, температуре и срок выращивания)

б) культуральные свойства на жидких средах_______________________

______________________________________________________________

в) культуральные свойства на плотных питательных средах ___________

______________________________________________________________

Микроскопия культур (морфологические и тинкториальные свойства)

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Дата пересева__________________________________________________

г) биохимические свойства выделенного микроба

Дата

исследований

Микробная

культура

Сахаролитические

Протеолитические

Гемолитические

Другие тесты

Результаты по определению чувствительности выделенных бактерий к антимикробным препаратам__________________________________________

__________________________________________________________________

3 этап. Биологические исследования

Вид и

количество

животных

Дата и время заражения

Каким

материалом и место его

введения

Дата и время падежа или убоя

Результаты вскрытия и бак. исслед.


Результаты исследования:________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Заключение____________________________________________________

Рекомендации__________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________