ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.04.2024
Просмотров: 1034
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство сельского хозяйства
Бактериологическая диагностика
1.2. Техника безопасности при работе в ветеринарной лаборатории
1.3. Общая схема проведения бактериологической диагностики
1.4. Правила взятия, консервирования и транспортировки патологического материала
Сопроводительное письмо на патологический материал
Задания для самостоятельной работы
2.1. Устройство оптического микроскопа.
2.2. Виды микроскопии и их назначение
3.1. Техника приготовления препаратов для микроскопии
3.2. Бактериологические краски
3.3. Простой метод окрашивания препарата для микроскопии
Задания для самостоятельной работы
Вопросы для самоподготовки и контроля знаний
Тема 4. Сложные (дифференциальные) методы окрашивания бактерий (4.1). Окраска по Граму (4.2)
4.1. Сложные (дифференциальные) методы окрашивания бактерий
Задания для самостоятельной работы
Тема 5. Сложные (дифференциальные) методы окрашивания бактерий: окраска спор (5.1) и капсул (5.2)
Тема 6. Назначение и классификация питательных сред для бактерий (6.1) и их приготовление (6.2)
6.1. Назначение и классификация питательных сред
Классификация питательных сред
6. 2. Приготовление питательных сред
Тема 7. Стерилизация. Методы: физические (7.1), химические (7.2), механические (7.3)
8.1. Техника посевов бактерий на питательные среды
8.2. Методы культивирования бактерий
8.3. Методы выделения чистых культур бактерий
Тема 9. Культуральные свойства бактерий на плотных (9.1) и в жидких (9.2) питательных средах
9.1. Культуральные свойства бактерий на плотных питательных средах
9.2. Культуральные свойства бактерий в жидких питательных средах
Тема 10. Ферментативные (биохимические) свойства бактерий
1. Определение ферментации углеводов
2. Определение протеолитических свойств
3. Определение редуцирующей (восстанавливающей) способности
11.1. Методы серийных разведений
Критерии оценки чувствительности стафилококков к пенициллину
11.2. Метод диффузии в агар (метод бумажных дисков)
Тема 12. Исследование бактерий на подвижность
В. Биологические методы исследований
13.1. Методы заражения лабораторных животных
13.2. Определение вирулентности микробов
13.3. Бактериологическое исследование трупа
Тема 14. Культивирование анаэробных микроорганизмов
Тема 15. Методы изучения микроскопических грибов и ак-тиномицетов
Тема 16. Методы изучения риккетсий (16.1), хламидий (16.2) и микоплазм (16.3)
16.1. Методы изучения риккетсий
16.2. Методы изучения хламидий
16.3. Методы изучения микоплазм
Раздел II. Основы санитарной микробиологии
Тема 17. Санитарно-микробиологическое исследование воздуха (17.1) и почвы (17.2)
17.2. Санитарно-микробиологическое исследование почвы
Санитарно-бактериологические показатели почвы
Тема 18. Санитарно-микробиологическое исследование воды
19.1. Методы количественного определения микробов в исследуемых объектах
19.2. Санитарно-микробиологическое исследование мяса
Тема 20. Санитарно-микробиологическое исследование молока (20.1) и кисломолочных продуктов (20.2)
Классификация молока по редуктазе
Показатели бактериальной чистоты питьевого молока
20.2. Санитарно-микробиологическое исследование кисломолочных продуктов
Раздел III. Серологическая диагностика инфекционных болезней сельскохозяйственных животных
21.1. Реакция кольцепреципитации
21.2. Реакция диск-преципитации
21.3. Реакция диффузионной преципитации (рдп)
22.1. Постановка реакции агглютинации классическим (пробирочным) методом
22.2. Другие модификации постановки реакции. Кольцевая реакция с молоком (кр)
Тема 23. Реакция связывания комплемента (рск)
Задания для самостоятельной работы (для трех занятий)
Тема 24. Методы люминесцентной микроскопии
Тема 25. Иммуноферментный метод (ифм) диагностики инфекционных болезней
Тема 26. Использование в микробиологии полимеразной цепной реакции (пцр)
Тема 27. Использование в микробиологии днк-зондов
Раздел IV. Специальная (частная) микробиология
Тема 28. Патогенные стафилококки.
Тема 29. Патогенные стрептококки
Тема 30. Возбудители эшерихиозов
Тема 31. Возбудители сальмонеллезов
Тема 32. Возбудитель листериоза
Тема 33. Возбудитель рожи свиней
Тема 34. Возбудитель антропозоонозной чумы
Тема 35. Возбудители гемофилезов
Тема 36. Возбудитель пастереллеза
Тема 37. Возбудитель туляремии
Тема 38. Возбудитель бруцеллеза
Тема 39. Возбудитель сибирской язвы
40.1. Возбудитель эмфизематозного карбункула (эмкара)
40.2. Возбудители злокачественного отека
40.3. Возбудитель брадзота овец
40.4. Возбудитель инфекционной анаэробной энтеротоксемии
41.3. Возбудитель некробактериоза (фузобактериоза)
41.4. Возбудитель копытной гнили
Тема 42. Возбудители туберкулеза (42.1) и паратуберкулеза (42.2)
42.2. Возбудитель паратуберкулеза
Тема 43. Возбудитель актиномикоза
Тема 45. Возбудитель лептоспироза
Тема 46. Возбудитель кампилобактериоза (вибриоза)
Тема 47. Возбудитель дизентерии свиней
Тема 48. Возбудители микоплазмозов
Тема 49. Возбудители риккетсиозов
Тема 50. Возбудители хламидиозов
Тема 52. Возбудители микотоксикозов
Задания для програмированного контроля знаний студентов по частной ветеринарной микробиологии
Ответы на задания для программированного контроля по разделу «Частная микробиология»
Министерство сельского хозяйства
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
И ОБРАЗОВАНИЯ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Р.Г. ГОСМАНОВ, Н.М. КОЛЫЧЕВ, А.А. БАРСКОВ
ПРАКТИКУМ
ПО ВЕТЕРИНАРНОЙ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ
ОМСК 2006
ПРЕДИСЛОВИЕ
При подготовке ветеринарного врача микробиологии и иммунологии отводится одно из ведущих мест. Знания, полученные при изучении этих дисциплин, составляют основу проведения лабораторной микробиологической диагностики инфекционных болезней сельскохозяйственных животных.
Предлагаемый «Практикум по ветеринарной микробиологии и иммунологии» содержит современную информацию по программе преподавания микробиологии и иммунологии на ветеринарных факультетах. Практикум включает четыре раздела: «Общая микробиология и иммунология», «Серологические реакции», «Основы санитарной микробиологии», «Частная микробиология».
Значительно расширена и дополнена информация по современным методам диагностики, к которым отнесены реакция иммунофлюоресценции (РИФ), иммуноферментный метод (ИФМ), полимеразная цепная реакция (ПЦР), ДНК-зонды.
Большой объем информации по частной микробиологии заставил отойти от привычной повествовательной манеры изложения. Описание диагностики болезней, вызываемых патогенными микроорганизмами дано в жестком схематическом ключе, на базе методов, приведенных в разделе «Общая микробиология».
Для достижения большей эффективности самоподготовки и контроля знаний большинство разделов завершают тестовые вопросы, которые могут быть использованы для компьютерного контроля. Практикум рассчитан для лабораторно-практических занятий на базе теоретических знаний.
При составлении практикума авторы стремились максимально использовать существующую нормативно-техническую документацию по диагностике инфекционных болезней сельскохозяйственных животных. Все практические замечания и пожелания авторами будут приняты с признательностью и благодарностью.
Раздел I. Общая микробиология
Главной целью изучения общей микробиологии является получение знаний и приобретение навыков самостоятельной практической работы, необходимых для проведения микробиологической лабораторной диагностики инфекционных болезней животных. Правильно и своевременно поставленный диагноз определяет основные условия организации и проведения мероприятий по ликвидации инфекционных болезней, характер и эффективность мер по искоренению очагов инфекции, успех специфической профилактики и терапии.
При диагностике инфекционных болезней прибегают к комплексу методов, основанных на эпизоотологических, клинических и патологоанатомических данных. В большинстве случаев для окончательного подтверждения диагноза проводят лабораторную диагностику, которая включает:
Бактериологическую, вирусологическую, микологическую и др. диагностику.
Серологическую диагностику.
Генную диагностику.
I. Бактериологическая диагностика состоит из трех этапов:
1. Микроскопия окрашенных препаратов
2. Посев на питательные среды с выделением чистой культуры бактерий для установления культуральных и ферментативных свойств
3. Биопроба (заражение лабораторных животных) для определения вируленности, выделенных бактерий.
II. Серологическая диагностика включает в себя постановку серологических реакций.
III. Генная диагностика основана на проведении полимеразной цепной реакции (ПЦР), ДНК-зондов и др.
Бактериологическая диагностика
ТЕМА 1. Принципы организации и оборудование ветеринарных лабораторий (1.1). Техника безопасности при работе в лаборатории (1.2). Общая схема проведения бактериологической диагностики (1.3). Правила взятия, консервирования и транспортировки патологического материала для исследования (1.4).
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Ознакомить студентов с организацией и оборудованием ветеринарных лабораторий, с техникой безопасности при работе. Усвоить общую схему проведения бактериологической диагностики. Освоить технику взятия и консервации патологического материала.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ. Оборудование, аппаратура. Органы от трупов животных. Пинцеты, скальпели, ножницы. Деревянный ящик с опилками, металлический ящик, банки, полиэтиленовые мешочки и пленка, 5%-ный раствор карболовой кислоты, 30% раствор глицерина, хлористый натрий, дистиллированная вода. Форма сопроводительного письма на патологический материал. Таблицы, схемы.
Принципы организации и оборудование ветеринарных лабораторий
Лабораторная диагностика проводится ветеринарными лабораториями, которые по масштабу своей деятельности подразделяются на республиканские (областные, краевые), зональные, районные, специальные – на предприятиях, перерабатывающих животноводческую продукцию (мясо-, молочные комбинаты и др.). В ветеринарных лабораториях проводят диагностические исследования инфекционных болезней: на туберкулез, бруцеллез, сибирскую язву, рожу свиней и др.
Бактериологические лаборатории обычно размещаются в нескольких помещениях, которые в зависимости от объема работы и целевого назначения занимают большую или меньшую площадь. В каждой лаборатории предусмотрены: а) боксы для работы с отдельными группами бактерий или вирусов; б) помещения для серологических исследований, приготовления питательных сред, стерилизации, мойки посуды; виварий с боксами для здоровых и подопытных животных.
В лаборатории должно быть следующее оборудование: биологический иммерсионный микроскоп с дополнительными приспособлениями (осветителем, фазово-контрастным устройством, темнопольным конденсором и др.), люминесцентный микроскоп, термостаты, оборудование для стерилизации (автоклавы, сушильные шкафы), рН-метр, аппарат для получения дистиллированной воды (дистиллятор), центрифуги, технические, аналитические и торзионные весы; аппаратура для фильтрования (фильтры Зейтца и бактериальные свечи), водяные бани, холодильники, аппарат для изготовления ватно-марлевых пробок, набор инструментов – бактериологические петли, шпатели, иглы, пинцеты и др., лабораторная посуда (пробирки, колбы, чашки Петри, матрасы, флаконы, ампулы, пастеровские пипетки, градуированные на 1, 2, 3, 4, 5 и 10 мл) и другое оборудование.
В лаборатории необходимо иметь место для окраски микроскопических препаратов, где находятся растворы красителей, спирт для обесцвечивания, фильтровальная бумага и др. Каждое рабочее место должно быть снабжено газовой горелкой (или спиртовкой) и банкой с дезинфицирующим раствором.
Для повседневной работы лаборатория должна располагать необходимыми питательными средами. Химическими реактивами, диагностическими сыворотками и другими материалами.
1.2. Техника безопасности при работе в ветеринарной лаборатории
Заходить и работать в лаборатории только в халате и белой шапочке (халат должен быть наглухо застегнут, волосы подобраны под шапочку).
В лабораторию нельзя вносить посторонние вещи, продукты питания.
За каждым студентом под определенным номером закрепляется рабочее место, микроскоп и другое оборудование.
На рабочем месте можно размещать только необходимое оборудование для выполнения работы. Обычно это набор красок, промывалка с водой, сливная чашка, чашка с чистыми предметными стеклами, бактериологическая петля, банка с дезинфицирующим раствором.
Без ведома преподавателя или обслуживающего персонала нельзя включать электроприборы и аппаратуру.
Каждый студент должен строго соблюдать аккуратность в работе, содержать в чистоте рабочее место и оборудование.
При распаковке материала, присланного для исследования, необходимо соблюдать осторожность – банки с материалом снаружи обтирать дезинфицирующим раствором и ставить только на подносы.
Если в процессе работы инфицированный материал случайно попал на стол, его немедленно удаляют тампоном, смоченным дезинфицирующим раствором. При попадании зараженного материала на кожу, конъюктиву, в рот – нужно немедленно обратиться к преподавателю.
По окончании работы патологический материал, использованные культуры микроорганизмов. Инструменты поместить в биксы для обеззараживания.
Перед уходом из лаборатории необходимо снять специальную одежду, тщательно обработать руки дезинфицирующим раствором и вымыть с мылом.
1.3. Общая схема проведения бактериологической диагностики
Бактериологическая диагностика начинается со взятия, консервирования и транспортировки патологического материала и включает три этапа исследования:
Микроскопические исследования исходного материала позволяют обнаружить наличие в нем возбудителя, изучить его морфологические особенности и тинкториальные свойства.
Бактериологические исследования проводятся с целью выделения чистой культуры возбудителя с установлением его морфологических, тинкториальных, культурально-биохимических свойств, а в ряде случаев – антигенной структуры.
Биологические исследования (постановка биопробы) проводятся путем заражения лабораторных животных, которые позволяют определить вирулентность возбудителя, а также выделить его в чистой культуре.
Проведенные исследования позволяют определить видовую принадлежность возбудителя и поставить бактериологический диагноз.