ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.04.2024
Просмотров: 1177
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство сельского хозяйства
Бактериологическая диагностика
1.2. Техника безопасности при работе в ветеринарной лаборатории
1.3. Общая схема проведения бактериологической диагностики
1.4. Правила взятия, консервирования и транспортировки патологического материала
Сопроводительное письмо на патологический материал
Задания для самостоятельной работы
2.1. Устройство оптического микроскопа.
2.2. Виды микроскопии и их назначение
3.1. Техника приготовления препаратов для микроскопии
3.2. Бактериологические краски
3.3. Простой метод окрашивания препарата для микроскопии
Задания для самостоятельной работы
Вопросы для самоподготовки и контроля знаний
Тема 4. Сложные (дифференциальные) методы окрашивания бактерий (4.1). Окраска по Граму (4.2)
4.1. Сложные (дифференциальные) методы окрашивания бактерий
Задания для самостоятельной работы
Тема 5. Сложные (дифференциальные) методы окрашивания бактерий: окраска спор (5.1) и капсул (5.2)
Тема 6. Назначение и классификация питательных сред для бактерий (6.1) и их приготовление (6.2)
6.1. Назначение и классификация питательных сред
Классификация питательных сред
6. 2. Приготовление питательных сред
Тема 7. Стерилизация. Методы: физические (7.1), химические (7.2), механические (7.3)
8.1. Техника посевов бактерий на питательные среды
8.2. Методы культивирования бактерий
8.3. Методы выделения чистых культур бактерий
Тема 9. Культуральные свойства бактерий на плотных (9.1) и в жидких (9.2) питательных средах
9.1. Культуральные свойства бактерий на плотных питательных средах
9.2. Культуральные свойства бактерий в жидких питательных средах
Тема 10. Ферментативные (биохимические) свойства бактерий
1. Определение ферментации углеводов
2. Определение протеолитических свойств
3. Определение редуцирующей (восстанавливающей) способности
11.1. Методы серийных разведений
Критерии оценки чувствительности стафилококков к пенициллину
11.2. Метод диффузии в агар (метод бумажных дисков)
Тема 12. Исследование бактерий на подвижность
В. Биологические методы исследований
13.1. Методы заражения лабораторных животных
13.2. Определение вирулентности микробов
13.3. Бактериологическое исследование трупа
Тема 14. Культивирование анаэробных микроорганизмов
Тема 15. Методы изучения микроскопических грибов и ак-тиномицетов
Тема 16. Методы изучения риккетсий (16.1), хламидий (16.2) и микоплазм (16.3)
16.1. Методы изучения риккетсий
16.2. Методы изучения хламидий
16.3. Методы изучения микоплазм
Раздел II. Основы санитарной микробиологии
Тема 17. Санитарно-микробиологическое исследование воздуха (17.1) и почвы (17.2)
17.2. Санитарно-микробиологическое исследование почвы
Санитарно-бактериологические показатели почвы
Тема 18. Санитарно-микробиологическое исследование воды
19.1. Методы количественного определения микробов в исследуемых объектах
19.2. Санитарно-микробиологическое исследование мяса
Тема 20. Санитарно-микробиологическое исследование молока (20.1) и кисломолочных продуктов (20.2)
Классификация молока по редуктазе
Показатели бактериальной чистоты питьевого молока
20.2. Санитарно-микробиологическое исследование кисломолочных продуктов
Раздел III. Серологическая диагностика инфекционных болезней сельскохозяйственных животных
21.1. Реакция кольцепреципитации
21.2. Реакция диск-преципитации
21.3. Реакция диффузионной преципитации (рдп)
22.1. Постановка реакции агглютинации классическим (пробирочным) методом
22.2. Другие модификации постановки реакции. Кольцевая реакция с молоком (кр)
Тема 23. Реакция связывания комплемента (рск)
Задания для самостоятельной работы (для трех занятий)
Тема 24. Методы люминесцентной микроскопии
Тема 25. Иммуноферментный метод (ифм) диагностики инфекционных болезней
Тема 26. Использование в микробиологии полимеразной цепной реакции (пцр)
Тема 27. Использование в микробиологии днк-зондов
Раздел IV. Специальная (частная) микробиология
Тема 28. Патогенные стафилококки.
Тема 29. Патогенные стрептококки
Тема 30. Возбудители эшерихиозов
Тема 31. Возбудители сальмонеллезов
Тема 32. Возбудитель листериоза
Тема 33. Возбудитель рожи свиней
Тема 34. Возбудитель антропозоонозной чумы
Тема 35. Возбудители гемофилезов
Тема 36. Возбудитель пастереллеза
Тема 37. Возбудитель туляремии
Тема 38. Возбудитель бруцеллеза
Тема 39. Возбудитель сибирской язвы
40.1. Возбудитель эмфизематозного карбункула (эмкара)
40.2. Возбудители злокачественного отека
40.3. Возбудитель брадзота овец
40.4. Возбудитель инфекционной анаэробной энтеротоксемии
41.3. Возбудитель некробактериоза (фузобактериоза)
41.4. Возбудитель копытной гнили
Тема 42. Возбудители туберкулеза (42.1) и паратуберкулеза (42.2)
42.2. Возбудитель паратуберкулеза
Тема 43. Возбудитель актиномикоза
Тема 45. Возбудитель лептоспироза
Тема 46. Возбудитель кампилобактериоза (вибриоза)
Тема 47. Возбудитель дизентерии свиней
Тема 48. Возбудители микоплазмозов
Тема 49. Возбудители риккетсиозов
Тема 50. Возбудители хламидиозов
Тема 52. Возбудители микотоксикозов
Задания для програмированного контроля знаний студентов по частной ветеринарной микробиологии
Ответы на задания для программированного контроля по разделу «Частная микробиология»
В лабораторной практике для определения чувствительности бактерий к антибиотикам используют следующие методы.
11.1. Методы серийных разведений
Более точные результаты можно получить, применяя метод серийных разведений в жидкой среде. Бульон Хоттингера (или другую среду, пригодную для роста данного микроорганизма) разливают по 2 мл в пробирки, расставленные в штативы по 10 в каждом ряду. Готовят раствор антибиотика, содержащий 100 ЕД в 1 мл, и добавляют 2 мл этого раствора в первую пробирку. После тщательного перемешивания новой стерильной мерной пипеткой переносят 2 мл из этой пробирки в следующую и т.д. до девятой пробирки, из которой 2 мл выливают. Десятая пробирка, не содержащая антибиотика, служит контролем роста культуры. Для постановки этого опыта вместо стандартов антибиотиков можно с успехом использовать имеющиеся в продаже препараты, на этикетках которых указано количество единиц во флаконе. Например, если флакон содержит 500 000 ЕД пенициллина, то, добавив в него 10 мл дистиллированной воды, получают раствор, содержащий в 1 мл 50000 ЕД, при дальнейшем разведении в 100 раз получают раствор с концентрацией пенициллина 500 ЕД/мл. Для получения требуемой концентрации 100 ЕД/мл нужно развести этот раствор еще в 5 раз; это разведение делают при помощи бульона и 2 мл полученного раствора вносят в первую пробирку. Таким образом, в первой пробирке концентрация пенициллина 50 ЕД/мл, во второй 25 ЕД/мл и т.д. Если на этикетке препарата дозировка указана в весовых единицах, следует иметь в виду, что для большей части антибиотиков 1 г активного вещества соответствует 1 000 000 ЕД. Из этого расчета и следует разводить антибиотик.
Если порошок антибиотика расфасован не мерно и на этикетке указано количество единиц активности в 1 мг, необходимо к точной навеске препарата (20-25 мг), сделанной на аналитических весах, добавить равный объем растворителя, т.е. получить раствор мг/мл, в 1 мл которого содержится столько единиц, сколько их было указано па этикетке. Из этого основного раствора делают дальнейшие разведения по указанной выше схеме. Суточную агаровую культуру испытуемого микроба смывают изотоническим раствором хлорида натрия и, определив концентрацию взвеси по стандарту мутности, разводят до густоты 10 000 микробов в 1 мл. Полученную взвесь по 0,2 мл вносят во все пробирки ряда, начиная с контрольной. Таким образом, во всех пробирках определяют рост после инкубации при 37 °С в течение 18-20 ч. Последняя пробирка с прозрачным бульоном при наличии густого роста в контроле определяет минимальную концентрацию антибиотика, подавляющую рост данного микроорганизма.
Таблица 2
Критерии оценки чувствительности стафилококков к пенициллину
Чувствительные |
Резистентные |
|||
Очень чувствительные |
Чувствительные |
Умеренно Чувствительные |
Слабо чувствительные |
Резистентные |
0,1 ед. |
0,1-0,5 ед. |
0,5 ед. |
1-10 ед. |
10 ед. |
11.2. Метод диффузии в агар (метод бумажных дисков)
Наиболее прост и доступен метод определения чувствительности бактерий с помощью дисков, пропитанных антибиотиками. В стерильные чашки Петри, расположенные на горизонтальной поверхности, разливают по 15 мл МПА или другой питательной среды. Среда подсушивается в термостате и засевается исследуемым материалом методом «газона».
Для посева используют взвесь патологического материала (кал, молоко, гной, моча и др.) или выделенную чистую культуру возбудителя. Бактериальную взвесь равномерно распределяют по поверхности плотной питательной среды с помощью шпателя и чашки Петри, подсушивают вновь в термостате.
На поверхности засеянного агара пинцетом раскладывают диски с антибиотиками – по 5-6 дисков на каждую чашку на расстоянии 25 мм от центра чашки. Чашки выдерживают в термостате при 37°С 16-18 ч, после чего учитывают результаты опыта путем измерения зон задержки роста микробов вокруг дисков, включая диаметр самого диска. Размер зон зависит от степени чувствительности возбудителя к данному антибиотику. При зоне диаметром до 10 мм штамм расценивается как устойчивый, 11-15 мм - как малоустойчивый, 15-25 мм - как чувствительный. Зоны, превышающие 25 мм, свидетельствуют о высокой чувствительности микроорганизма к данному антибиотику (рис. 32).
Рис. 32. Метод диффузии в агар (метод бумажных дисков): определение чувствительности стафилококков – I – штамм 26, II – штамм 32; А – к пенициллину, Б – к стрептомицину, В – к неомицину
Задания для самостоятельной работы
1. Определить чувствительность выделенных чистых культур бактерий к антибиотикам методом диффузии в МПА.
2. Демонстрация посевов по определению чувствительности стафилококка к пенициллину методом серийных разведений в МПБ.
3. Полученные результаты внести в бланк экспертизы.
Вопросы для самоподготовки и контроля знаний
1. Бактериостатическое действие антибиотиков проявляется в питательных средах:
А. В задержке роста бактерий.
Б. В гибели бактерий.
В. В стимуляции их роста.
2. В изучаемой культуре после добавления антибиотика наблюдалась задержка роста через 24 часа (МПБ прозрачный), при дальнейшем культивировании в пробирке появилось помутнение. Какое действие антибиотика проявилось?
А. Бактерицидное действие.
Б. Бактериостатическое действие.
3. При определении чувствительности культуры стафилококка к неомицину методом серийных разведений в МПБ приготовили рабочие разведения антибиотика:
1. 8 ЕД/мл; 2. 4 ЕД/мл; 3. 2 ЕД/мл; 4. 1 ЕД/мл;
5. 0,5 ЕД/мл; 6. 0,25 ЕД/мл; 7. 0,125 ЕД/мл.
После посева культуры и суточного роста установили отсутствие роста в первых четырех пробирках. Определите бактериостатическую дозу антибиотика:
А. 8. |
Б. 4. |
В. 2. |
Г. 1. |
Д. 0,5. |
Е. 0,25. |
Ж. 0,125 ЕД/мл. |
4. При определении чувствительности бактерий к пенициллину методом диффузии в МПА установлено, что диаметр зоны задержки бактерий равен 8 мм. Какова степень чувствительности бактерий к антибиотику?
А. Устойчивые.
Б. Малочувствительные.
В. Чувствительные.
Г. Высокочувствительные.
5. При исследовании кала от больного колибактериозом теленка на чувствительность микрофлоры к антибиотикам методом диффузии в МПА установлено, что зона задержки роста бактерий с пенициллином составляла 8 мм, левомицетином – 23 мм, биомицином – 32 мм. Какой антибиотик может быть рекомендован для лечения?
А. Пенициллин.
Б. Левомицетин.
В. Биомицин.