Файл: Боккаччо Д. Декамерон.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2024

Просмотров: 521

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Джованни Боккаччо. Декамерон

Начинается книга, называется декамерон,

Введение

День первый

Новелла первая

Новелла вторая

Новелла третья

Новелла четвертая

Новелла пятая

Новелла шестая

Новелла седьмая

Новелла восьмая

Новелла девятая

Новелла десятая

День второй

Новелла первая

Новелла вторая

Новелла третья

Новелла четвертая

Новелла пятая

Новелла шестая

Новелла седьмая

Новелла восьмая

Новелла девятая

Новелла десятая

Боккаччо джованни декамерон день третий

Новелла первая

Новелла вторая

Новелла третья

Новелла четвертая

Новелла пятая

Новелла шестая

Новелла седьмая

Новелла восьмая

Новелла девятая

Новелла десятая

День четвертый

Новелла первая

Новелла вторая

Новелла третья

Новелла четвертая

Новелла пятая

Новелла шестая

Новелла седьмая

Новелла восьмая

Новелла девятая

Новелла десятая

День пятый

Новелла первая

Новелла вторая

Новелла третья

Новелла четвертая

Новелла пятая

Новелла шестая

Новелла седьмая

Новелла восьмая

Новелла девятая

Новелла десятая

День шестой

Новелла первая

Новелла вторая

Новелла третья

Новелла четвертая

Новелла пятая

Новелла шестая

Новелла седьмая

Новелла восьмая

Новелла девятая

Новелла десятая

День седьмой

Новелла первая

Новелла вторая

Новелла третья

Новелла четвертая

Новелла пятая

Новелла шестая

Новелла седьмая

Новелла восьмая

Новелла девятая

Новелла десятая

День восьмой

Новелла первая

Новелла вторая

Новелла третья

Новелла четвертая

Новелла пятая

Новелла шестая

Новелла седьмая

Новелла восьмая

Новелла девятая

Новелла десятая

День девятый

Новелла первая

Новелла вторая

Новелла третья

Новелла четвертая

Новелла пятая

Новелла шестая

Новелла седьмая

Новелла восьмая

Новелла девятая

Новелла десятая

День десятый

Новелла первая

Новелла вторая

Новелла третья

Новелла четвертая

Новелла пятая

Новелла шестая

Новелла седьмая

Новелла восьмая

Новелла девятая

Новелла десятая

Заключение автора

Когда увидел я черты те дорогие,

То вдруг почувствовал, что силы все живые

Сковал в себе навек, склонивши их пред ней -

Причиной новою стенаний и скорбей.

Так стал я с этих пор, о дорогой владыка,

Навек в числе твоих, и милости большой

От мощи жду твоей, покорный без предела.

Но знаю только я - известно ль, как велика

Страсть чудная, мне в грудь вселенная тобой

И сила верности - известно ль той всецело,

Которая моим так духом завладела,

Что я ни в ком ином не буду средь людей-

И не хочу - искать покой душе моей.

Поэтому молю тебя, властитель милый,

Открой пред нею ты и дай ей ощутить

Часть твоего огня на благо и спасенье

Мне, здесь, как видишь ты, сжигаемому силой,

Любви своей и жизнь начавшему влачить

Средь мук, что день за днем несут ей разрушенье.

Потом, в удобный час, ее благоволенье

По долгу твоему мне испросить умей

И самого меня веди туда скорей.

Когда умолкнул Дионео, показав тем, что его песнь кончена, королева

приказала пропеть много и других, тем не менее нарочито похвалив песню

Дионео. Уже прошла часть ночи, когда, почувствовав, что дневной жар уже

побежден ночной прохладой, королева распорядилась, чтобы все пошли

отдохнуть, каждый по своему усмотрению, до следующего дня.


День шестой

Кончен пятый день Декамерона и начинается шестой, в котором, под

председательством Елизы, говорится о тех, кто, будучи задет каким-нибудь

острым словом, отплатил за то, либо скорым ответом и находчивостью набежал

урона, опасности или обиды .

Уже месяц, выходя на середину неба, утратил свои лучи и наш мир повсюду

озарился с появлением нового светила, когда королева, поднявшись, велела

позвать и свое общество; тихими шагами отдалились они немного от красивого

холма, гуляя по росе и ведя разные беседы о том и о сем, споря о большем или

меньшем достоинстве рассказанных новелл и вновь смеясь над разными

сообщенными в них случаями, пока солнце не поднялось выше, не наступил жар и

всем не показалось, что следует вернуться домой, поэтому, обратив стопы, они

пошли назад там столы уже были поставлены, все усеяно пахучими травами и

прелестными цветами, и, пока жар еще не усилился, они, по приказанию

королевы, сели за трапезу. Отбыв ее весело, спели прежде всего несколько

красивых хорошеньких песенок, а там кто пошел спать, кто играть в шахматы,

кто в шашки, Дионео с Лауреттой принялись петь о Троиле и Кризеиде. Когда

настал час вернуться для беседы и королева распорядилась всех позвать, они,

по обыкновению, уселись около источника, и королева уже хотела было

распорядиться начать первую новеллу, когда случилось, чего еще не бывало

никогда, что королева и все услышали большой шум, который служанки и слуги

производили на кухне. Когда позвали сенешаля и спросили, кто кричит и в чем

причина шума, он отвечал, что спор был между Личискей и Тиндаро, но причины

он не знает, ибо как раз пришел, чтобы велеть им притихнуть, когда был

позван от имени королевы. Королева приказала ему тотчас же позвать Личиску и

Тиндаро, когда они явились, спросила, что за причина их спора. Тиндаро хотел

было отвечать, но Личиска, уже не первой молодости и скорее заносчивая, чем

скромная, разгоряченная спором, обратившись к нему с сердитым видом,

сказала: "Поглядите-ка, каков дурак? Осмеливается говорить раньше меня,

когда я тут! Дай мне рассказать". И, обратившись к королеве, она продолжала:

"Мадонна, этот человек хочет познакомить меня с женой Сикофанта и, точно я с

ней не водилась, желает ни более ни менее как убедить меня, что мессер Таран


вошел в Черногоры силой и с кровопролитием, а я говорю, что это неправда,

напротив, он вошел мирно и к великому удовольствию жителей. Он такой

дурачина, что вполне уверен, будто девушки настолько глупы, что теряют

попусту время, выжидая дозволения отца и братьев, из семи раз шесть

затягивающих их свадьбу на три или четыре года долее, чем бы следовало.

Хороши бы они были, братец, если бы так долго медлили! Клянусь богом, - а я

знаю, что говорю, коли клянусь - у меня нет соседки, которая вышла бы замуж

девушкой; да и о замужних знаю, сколько и какого рода шутки они проделывают

с мужьями, - а этот баран хочет толковать со мною о женщинах, точно я вчера

только родилась!"

Пока Личиска говорила, дамы так смеялись, что у них можно было бы

повырывать все зубы. Королева раз шесть приказывала Личиске замолчать, но

это ни к чему не повело, и она не успокоилась, пока не высказала все, что

хотела. Когда она кончила, королева, обратившись к Дионео, сказала, смеясь:

"Дионео, этот спор тебе по вкусу; потому постарайся, когда наши рассказы

придут к концу, высказать по этому поводу окончательное решение". На это

Дионео тотчас же ответил: "Мадонна, решение готово, и нет нужды выслушивать

более: я говорю, что Личиска права, и думаю, что, как она говорит, так и

есть; а Тиндаро - дурак". Услышав это, Личиска засмеялась и, обратившись к

Тиндаро, сказала: "Я так и говорила; ступай себе с богом! Ты думал, что

понимаешь более меня, когда у тебя и молоко на губах еще не обсохло! Слава

богу, недаром я прожила, недаром". И если бы королева с сердитым видом не

велела ей замолчать, приказав не болтать и не шуметь более, коли не желает

быть побитой, и не услала бы ее с Тиндаро, им пришлось бы во весь день

ничего иного не делать, как только слушать ее. Когда они ушли, королева

приказала Филомене начать рассказы. Она весело начала таким образом.


Новелла первая

Некий дворянин обещает мадонне Оретте рассказать ей такую новеллу, что

ей покажется, будто она едет на коне, но рассказывает ее неумело, и та

просит его спустить ее с лошади.

Юные дамы, как в ясную ночь звезды - украшение неба, а весною цветы -

краса зеленых полей, холмам - распустившиеся кусты, так добрые нравы и

приятную беседу красят острые слова. По своей краткости они тем приличнее

женщинам, чем мужчинам, что женщинам менее пристойно, чем мужчинам, много

говорить. Правда, что по какой бы то ни было причине, по недостатку ли

нашего ума, или по особой враждебности, питаемой к нашему времени небесами,

ныне мало или вовсе не осталось женщин, которые сумели бы сказать во-время

острое слово или как следует понять его, когда оно им сказано, - и это к

общему нашему стыду. Но так как об этом предмете уже много говорено было

Пампинеей, я не намерена распространяться о нем более, а для того, чтобы

показать вам, до чего красива во-время сказанная острота, я хочу рассказать

вам, как мило одна достойная дама заставила замолчать одного дворянина.

Как то многие из вас могли видеть или слышать, не очень давно жила в

нашем городе именитая дама, добрых нравов и находчивой речи, достоинства

которой заслуживают, чтобы ее имя не было умолчено: звали ее мадонна Оретта,

она была женою мессера Джери Спина. Раз случилось ей быть, как и нам, в

деревне, и она гуляла, переходя с одного места на другое, с дамами и

мужчинами, обедавшими у нее в тот день; путь от места, откуда они вышли, к

тому, куда намеревались идти пешком, был, может быть, несколько долог; один

из мужчин, бывший в обществе, и говорит: "Мадонна Оретта, если вам угодно, я

повезу вас большую часть предстоящего нам пути на коне, рассказав вам

прелестнейшую в свете новеллу". На это дама ответила: "Мессере, я попрошу

вас о том, и даже очень, мне будет чрезвычайно приятно". Господин рыцарь,

которому меч сбоку, быть может, так же мало пристал, как речь устам, лишь

только услышал это, стал сказывать новеллу, которая сама по себе была в

самом деле прекраснейшая, но он страшно портил ее, три, четыре раза или и

шесть раз повторяя те же слова, то возвращаясь к рассказанному, то говоря:

это я сказал не ладно; часто ошибаясь в именах, ставя одно вместо другого;


не говоря уже о том, что он выражался отвратительно, если взять в расчет

качество действующих лиц и события, какие приключались. Пока мадонна Оретта

его слушала, у нее часто являлся такой пот и так падало сердце, как будто

она больна или кончается. Не будучи в состоянии выдержать более и понимая,

что рыцарь забрел в чащу и оттуда не выберется, она сказала шутливо:

"Мессере, ваш конь очень уж трясок; поэтому, будьте добры, спустите меня!"

Рыцарь, кстати более чуткий к намекам, чем хороший рассказчик, понял

остроту, обратил ее в смех и шутку и, перейдя к другим рассказам, оставил

без конца начатую и дурно рассказанную новеллу.

Новелла вторая

Хлебник Чисти просветляет одним словом Джери Спина, обратившегося к

нему с нескромной просьбой.

Все дамы и мужчины много хвалили остроту мадонны Оретты, а королева

приказала Пампинее продолжать; поэтому она так начала: - Прекрасные дамы, я

сама по себе не умею решить, кто более погрешает: природа ли, уготовляя

благородной душе презренное тело, или судьба, доставляя телу, одаренному

благородной душой, низменное ремесло, как то мы могли видеть на Чисти, нашем

согражданине, и еще на многих других. Этого Чисти, обладавшего высоким

духом, судьба сделала хлебником. И я наверно прокляла бы одинаково и природу

и судьбу, если бы не знала, что природа мудра, а у фортуны тысяча глаз, хотя

глупцы и изображают ее слепой. Я полагаю, что, будучи многомудрыми, они

поступают, как часто делают смертные люди, которые при неизвестности

будущего хоронят для своих надобностей самые дорогие свои вещи в самых

невидных местах своего дома, как менее возбуждающих подозрения, но извлекают

их оттуда в случае большой нужды, ибо невидное место сохранит их вернее, чем

сделала бы то прекрасная комната. Так и обе прислужницы света скрывают свои

наиболее дорогие предметы под сенью ремесл, почитаемых самыми низкими, дабы

тем ярче проявился их блеск, когда они извлекут их оттуда, когда нужно. В

каком малозначащем деле проявил это хлебник Чисти, открыв духовные очи

мессеру Джери Спина, о котором напомнила мне новелла, рассказанная о мадонне

Оретте, его жене, - это я хочу пояснить очень хорошенькой новеллой.

Итак, скажу, что, когда папа Бонифаций, у которого мессер Джери Спина

был в большой силе, послал во Флоренцию по некоторым своим делам именитых